Биодобавки: меры по контролю над качеством препаратов

Биодобавки: меры по контролю над качеством препаратов

Биодобавки: меры по контролю над качеством препаратов

До 1990-х годов в России не было такого понятия как биологически активная добавка (БАД). В начале 1990-х годов в России стал развиваться рынок биологически активных добавок (БАД) к пище, которые по закону относятся к продуктам питания («не лекарствам»). На территории страны в настоящее время в обороте находятся более 6 тыс БАД, являющихся источником пищевых и биологически активных компонентов, витаминов. Только в 2006 году Роспотребнадзором было зарегистрировано 1825 БАДов, из них - 1135 отечественного производства и 690 - зарубежного /в том числе 108 - производства КНР/.

Лидерами рынка БАД первоначально были американские компании. В это время не существовало обязательной госрегистрации биодобавок. Только с 2000 года Минздрав ввел на БАДы механизм регистрации, сходный с регистрацией лекарственных средств. В настоящее время регистрацией и контролем БАД занимается Роспотребнадзор, зарегистрировать БАД могут также Минздрав или Госсанэпиднадзор.

20 июня 2003 года вступил в силу документ "Гигиенические требования к производству и обороту биологически активных добавок к пище" или СанПиН (санитарные правила и нормативы). В соответствии с этим документом запрещена торговля биодобавками через сетевой маркетинг, телевизионные и интернет-магазины. В настоящее время биодобавки можно пробрести в аптеках, специализированных магазинах по продаже диетических продуктов и обычных продовольственных магазинах. Действующие санитарно-эпидемиологические правила серьезно ограничили возможности производителей и продавцов биодобавок позиционировать их как улучшенные лекарства.

Стандартов для производства биодобавок не существует. Контроль качества сводится к оценке безопасности БАД как пищевых продуктов. В частности, запрещено использовать словосочетание "экологически чистый продукт" и другие термины, не имеющие законодательного и научного обоснования. Кроме того, на упаковке должна присутствовать надпись, указывающая, что БАД не является лекарством, хотя размер этой надписи не регламентируется.

Методы получения и сырье как для современных БАД, так и для лекарств порой почти не различаются. Разница состоит в технологиях, а также в требованиях к качеству продукции - к биодобавкам они несравненно ниже. Контроль качества лекарственных средств осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор).

Чтобы заниматься продажей изготовленной биодобавки, производителям нужно пройти процедуру ее регистрации. Для регистрации биодобавки требуется несколько месяцев и небольшой пакет документации. Для сравнения: на регистрацию лекарства уходят годы. Кроме того, лекарства требуют немалых денежных затрат на разработку, проведение клинических исследований, прохождение разрешительных процедур и т. д. При регистрации биодобавок всего этого не нужно. Кроме того, БАД также может пройти систему добровольной сертификации биологически активных добавок, которую летом 2005 года создала Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей. Но единственное, что может подтвердить государство после этой сертификации,- наличие в БАД достаточного количества биологически активных веществ для профилактических целей.

Себестоимость производства российских биодобавок составляет рублей 20, а отпускная цена в аптеках - 150-200 руб. В то же время розничная наценка на импортные БАД составляет не более 30%. Рекомендуя цену на полке, компании прежде всего ориентируются на цены аналогичных препаратов. Если поставить высокую цену, биодобавку не будут брать, а если низкую, это обвалит остальные цены, что не выгодно никому.

Долгое время реклама биодобавок ничем не отличалась от рекламы других товаров. Главной расходной статьей в рекламном бюджете крупных компаний была, конечно, реклама на телевидении. Однако в 2006 году реклама биодобавок была существенно ограничена, во вступившем с 1 июля 2006 года в силу новой редакции закона "О рекламе", были установлены новые требования к рекламе биодобавок. В частности, новый закон запрещает приводить результаты любых исследований в форме прямой рекомендации к применению объекта рекламирования, использование образов медицинских работников, убеждение потребителя в том, что БАД обладает лечебными свойствами или является лекарством.

В мае 2007 года Роспотребнадзор сообщил, что усилит контроль за производством и оборотом биологически активных пищевых добавок, так как при проведении государственного надзора выявляются серьезные нарушения при производстве и, особенно, в сфере реализации БАД. По данным Роспотребнадзора, наибольшее количество нарушений в обороте БАД - это несоответствие наносимой на этикетку информации требованиям, установленным законодательством. На этикетках, например, не приводится в полном объеме состав препарата, сведения о его свойствах, противопоказаниях, отсутствуют указания на то, что БАД не является лекарством. Отмечаются многочисленные факты несоблюдения рекламного законодательства, - представления населению заведомо ложной информации о потребительских свойствах БАД, рекомендаций их к применению в качестве лечебных препаратов.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Нужен реферат?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»